Регистрация фирм Адвокатура Украины
 
 
 
Ликвидaация фирм
Меню
 Главная

 Философско-исторические истоки адвокатуры

 Украинская адвокатура: исторический очерк

 Адвокатура независимой Украины

 Правовая основа адвокатской деятельности в Украине

 Адвокат в уголовном процессе

 Соглашение о правовой помощи в уголовном деле

 Защитник на досудебном следствии

 Защитник в суде

 Адвокат в гражданском и административном судопроизводстве

 Обжалование адвокатом судебных решений и приговоров

 Адвокат на стадии выполнения судебных решений

 Вспомогательные области знаний в работе адвоката




 


вспомогательные области знаний в работе адвоката

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДВОКАТСКОЙ ПРОФЕССИИ

Каждому приходилось слышать, а нередко и самому высказываться относительно человеческой души. "Не по душе мне это дело...", "Чужая душа - потемки", "Кто ведает, что у него на душе...", "Душевный человек...", "Бездушный человек..." - эти и великое множество других высказываний и поговорок, существующих на разных языках и у разных народов, свидетельствуют о том, что слово "душа" всегда связано с определенным состоянием человека или какими-то тайными процессами, происходящими в нем скрыто от всех, и даже от близких и наиболее дорогих людей.

Душа - это такой феномен человеческого существования, без которого, собственно, не существует человека. Физическое существо со всеми признаками человека, лишенное души, в прямом понимании слова, не является человеком. История знает немало случаев, когда маленькие дети, которые длительное время жили в звериной среде, будучи возвращенными к человеческому обществу, так и не стали людьми. И дело не в том, что они ходили на четвереньках или забыли человеческий язык. Дело в том, что в них погибла душа. Животные лишены души.

Из незапамятных времен люди заметили, что каждый человек, кроме таких физических свойств, как рост, цвет кожи, глаз, волосы, форма лица, ног и рук, наделен еще и невидимыми человеческому глазу качествами, присущими именно этому и лишь только этому человеку. Сила духа или покорность, агрессивность или миролюбивость, смелость или боязливость, злость или доброта, решительность или взвешенность, энергичность или вялость и много других - это качества, которые невозможно приписать тому или

иному человеку до тех пор, пока последние не будут выявлены при определенных условиях.

Именно эти качества, а не физические данные, определяют поведение людей среди себе подобных и проявляются в отношениях к людям, животным, живой природе. Характер поведения конкретного человека по отношению к другому человеку или к обществу определяет сущность именно этого человека и разрешает прогнозировать его поведение в будущем или идентифицировать его по фиксированным результатам такого поведения.

Оказалось, что поступками человека руководят не внешние качества - рост, физическая сила и т.п., а именно те, невидимые обычному глазу, факторы, которые спрятаны где-то в теле человека. Но людям было позарез необходимо объединить все эти, невидимые глазу, качества, которые делают людей такими непохожими и разными, и поселить их в телесной оболочке человека по определенному "адресу". Так возникло понятие души - невидимой субстанции, которая стала пристанищем и фактором всех человеческих зол и подвигов, достижений и потерь, бед и торжеств.

Поскольку изучением лабиринтов и тайн человеческой души проникается учение, название которому психология, то мы вынуждены сегодня признать приоритет Греции в начинании последней.

Название науки "Психология" происходит от греческих слов "псюше" - душа и "логос" - слово, наука. Первые сведения о психологии, как науке о душе, встречаются в работах Платона (427-347 гг. до н. э.) и его ученика Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), который пошел в этом вопросе значительно дальше своего учителя. Таким образом, психология создавалась и развивалась как наука о Душе. Душу человека никто и никогда не видел. И, вообще, никому неизвестно, что это такое - душа. Вместе с тем мы можем наблюдать такие психические явления и процессы, как сознание, ощущения, восприятие, представления, эмоции, воля. А когда мы можем их наблюдать, это означает, что они существуют. Аристотель в своем трактате

"О душе" изображал реальные психические явления, но не какую-то абстрактную субстанцию.

Ныне под термином "психология" принято считать науку, которая изучает психику, то есть свойства мозга отражать объективную действительность. Если же к сказанному прибавить, что каждый мозг по-своему отражает эту объективную действительность, то станет понятно, что каждый человек - это особый объект наблюдений, непохожий ни на какой другой, с индивидуальными и неповторимыми особенностями.

От рождения человек наделен многими качествами, которые он унаследовал генетически. В зависимости от тех условий, в которых он окажется со временем, от воспитания, которое ему выпадет, унаследованные им отдельные черты могут быть значительно ослаблены, а другие, напротив, получат усиление. Главную роль в дальнейшей жизни определит, так сказать, процессуальный характер психологии, то есть направление, в котором будут использованы те или другие черты человека. Словом психология принято определять комплекс качеств конкретного человека или группы людей, объединенных похожими чертами и направленем жизненного использования последних.

Греческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) выделил четыре вида темпераментов, принадлежность к которым определяется конкретными критериями, а именно, наличие определенного темперамента он объяснял преимуществом у конкретного человека определенной жидкости, которая, по мнению ученого, находилась в организме человека: для сангвиников - крови, наполняющей сердце; для холериков - желчи и т. п. Это флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики. Как уже отмечалось раньше, Гиппократ связал эти названия с одноименными видами жидкости. Выдающийся русский физиолог И. П. Павлов (14.09.1848-27.02.1936), не изменяя количества видов и их названий, указал на другой путь происхождения видов. Он соединил это распределение с типами нервной системы, которые определяют соотношения силы, подвижности и

взвешенности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Система, по И. П. Павлову, выглядит следующим образом:______

СИЛЬНЫ!

СЛАБЫЕ

спокойный

бодрый

несдержанный

сила

сильный

сильный

сильный

слабый

уравновешенность

уравновешенный

уравновешенный

неуравновешенный, зажигательный

подвижность

инертный

подвижный

подвижный, инертный

флегматик

сангвиник

холерик

меланхолик

Это как раз и есть те типы, которые мы называем темпераментами. Но следует помнить, что темперамент - это довольно общая характеристика каждого отдельного человека, но вместе с тем и основная характеристика его нервной системы, которая накладывает то или иное отражение на всю деятельность индивидуума.

В одном и том же человеке при разных обстоятельствах могут проявляться черты, присущие разным темпераментам. Наблюдая за человеком, выполняющим какую-то малоприятную или неприсущую ему работу, мы можем воспринять его как флегматика. Увидев то же лицо за выполнением любимого дела или на спортивной площадке, можно коренным образом изменить свое мнение на противоположное и причислить его к холерикам.

Но если проследить поведение во время одной и той же работы представителей всех четырех темпераментов, то мы все же заметим существенное различие. Темперамент отражается на общем образе человека, но никак не определяет уровня его умственной деятельности или значимости личности.

Пример глубокого понимания особенностей психологии отдельных людей мы можем увидеть в небольшом рассказе А.П. Чехова - "Детвора".

"...Отца, матери и тетки Нади нет дома. В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алексей и Соня сидят в столовой

комнате за обеденным столом и играют в лото... Играют дети на деньги. Ставка - копейка...

Играют с азартом. Наибольший азарт написан на лице у Гриши. Играет он исключительно из-за денег. Не было бы на блюдце копеек, он давно бы уже спал. Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения наполняют его стриженую голову, не дают ему спокойно сидеть, сосредоточиться...

части 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26


 

© Copyright 2008 www.ukadvo.ru