СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ АДВОКАТУРЫ
ГЕОИСТОРИЯ ДОРИЙСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА и
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Поиск справедливости в человеческом обществе - это вечная
тема. Даже в те времена, когда люди еще не только не знали такого слова, как
справедливость, но и были довольно далекими от формирования общественного
представления о такой моральной категории, столкновенье индивида с грубым
насилием со стороны себе подобных, испытание потерь и убытков по воле более
сильного и т.п. не могло не порождать негодования и осознания несправедливости
совершенного последним.
Великое множество и разнообразие идей, учений и школ,
которые возникали в разных, далеких одна от другой странах, вращались вокруг
определенных проблем, которые беспокоили человечество, будили мысль и побуждали
к поиску путей их решения. Такими, по мнению В.А. Бачинина, были: сущность
государства и права, отношения личности и государства, природа власти и
справедливости, причины склонности людей к преступлениям*.
Полное осознание этой философской проблемы, вплоть до
попытки ее решения, было по силам лишь обществу, культура которого поднялась к
пониманию необходимости выделения из многообразия идей, школ и направлений
таких, которые максимально отвечали бы состоянию развития данного общества, его
национальному духу и ментальное™.
По теории немецкого философа Гегеля "ось мировой истории"
совпадает с появлением и жизнью Иисуса Христа,
а затем история делится на два периода, из которых -первый
до Христа и второй - после него. Намного позднее, критически развивая теорию
Гегеля, К. Ясперс создал концепцию мировоззрения, по которой ось исторического
процесса действительно существует, но начало и конец периода существования такой
оси охватывается шестью столетиями - с VIII по II ст. до н.э.
Именно на этот период истории приходится могущественный
всплеск развития человеческой мысли, философских учений и школ, культуры. Именно
на этот период приходятся первые попытки дать определение понятию
справедливости, которые совпадали по своей сути, вне зависимости от расстояния и
времени.
Наиболее давними, документально удостоверенными попытками
сформулировать понятие справедливости были - созданная семитскими племенами и
иудеями - Библия, произведения философов Китая и Греции.
Формирование древнекитайской цивилизации относят к началу
XIII столетия до н.э. Одно из положений, существующих к тому времени,
относительно императорской фамилии, провозглашало, что, когда правитель
оказывался несправедливым и порочным, то Небо могло лишить его сакральной
благодати.
Выдающийся китайский мыслитель Лао-цзи считал
нецелесообразным бороться с естественным бедствием или переделывать природу, но
воспринимать ее такой, какая она есть. В соответствии с учением его ученика
Конфуция (Кун-цзи 551^179 гг. до н.э.), мудрым и совершенным есть тот, кто "не
делает другим того, чего себе не желает", кто уважает старших, почтительный с
равными, владеет чувством обязанности и справедливости, стремится к
знаниям.
Сюда следует также отнести ряд положений конфуциантства,
датированных серединой I тысячелетия до н.э. Конфуций считал за благодеяние,
когда учитель в личном поведении - вежливый, на службе - точный, человечный и
справедливый к людям.
Одним из древнейших, известных на это время, письменных
источников, где авторы обращаются к понятию
справедливости, есть Библия, которая берет свое начало в
XIII ст. н.э. и завершается в II ст. н.э. "Бог - это еще и верховный Судья,
строгий, но справедливый" (курсив мой.
-Д. <*>•)•
Именно в десяти заповедях Моисея и заповедях иудейского
царя Соломона изложены требования, которые были для того времени верхом
справедливости.
Яркими и завершенными в своем совершенстве на те времена
(У-У1 ст. до н.э.) в вопросах культуры и философии были достижения греческих
философов. Так, греческие досократики считали, что лишь через меру и
справедливость человеку открывается путь к космическим гармониям и
высшему совершенству. Платон (427-347 г. до н.э.) считал, что "добропорядочность
как идея совпадает со справедливостью, то есть с правильным соотношением
душевных сил". К добропорядочности же он относит три основные греческие черты:
мудрость, храбрость и сдержанность или воздержание. Это означает, что понимание
несправедливости в народе существовало уже задолго до того, когда мыслители того
времени пришли к необходимости дать научную теоретическую оценку данному
социальному явлению. части 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12
|