правовая основа адвокатской деятельности в
украине
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УКРАИНСКОЙ АДВОКАТУРЫ
Тему основных принципов деятельности украинской адвокатуры
целесообразно рассматривать в контексте вопроса о статусе адвокатуры, согласно
Закону Украины "Об адвокатуре", которая вызывает живую полемику среди
ученых-юристов. Заочная дискуссия в основном длится вокруг определения формы
организации адвокатуры.
Закон определяет адвокатуру как "...добровольное,
профессиональное, общественное объединение, призванное в соответствии с
Конституцией Украины оказывать содействие защите прав, свобод и представлять
законные интересы граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства,
юридических лиц, предоставлять им другую юридическую помощь". Сразу же нужно
отметить, что законодатель в ст. 1 действующего ЗУ "Об адвокатуре" неточно
отображает Конституцию УССР, на которую он ссылается.
Статья 159 КУ УССР определяла функцию адвокатуры следующим
образом: "... Для предоставления юридической помощи гражданам и организациям
действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством,
юридическая помощь гражданам предоставляется бесплатно".
Действующая Конституция Украины определяет место адвокатуры
более точно и не оставляет места для произвольного толкования, как это было
допущено
Конституционным Судом Украины по делу № 1-17/2000 по
конституционному обращению гражданина Г. И. Солдатова.
Статья 59 действующей КУ устанавливает: "Каждый имеет право
на правовую помощь. В случаях, предусмотренных законом, эта помощь
предоставляется бесплатно. Каждый является свободным в выборе защитника своих
прав.
Для обеспечения права на защиту от обвинения и
предоставление правовой помощи при решении дел в судах и других государственных
органах в Украине действует адвокатура".
В то же время существует некая неопределенность
относительно статуса адвокатуры, которая влечет за собой негативные последствия
как для самих адвокатов, так и для населения, которому предоставляется правовая
помощь. Речь идет об отнесении адвокатских объединений к предпринимательским
организациям со всеми вытекающими отсюда последствиями - взыскание налогов, а
следовательно, и повышение стоимости правовых услуг.
Еще с советских времен длится дискуссия относительно
определения статуса адвокатуры. Некоторые ученые полагают, что адвокатура,
учитывая публичность деятельности и наличие элементов государственного
руководства последней, стоит ближе к государственным учреждениям*. Такая точка
зрения таит в себе определенную опасность и проторяет путь к полному
огосударствованию адвокатуры, что возвратило бы нас к Германии времен Фридриха
Великого или провальных попыток советских "реформистов", которые делались в
начале тридцатых годов минувшего века.
Законопроект №5132-1 "О внесении изменений в Закон Украины
"Об адвокатуре", предложенный народным депутатом А. Белоусом, яркое тому
свидетельство.
С другой стороны, наличие таких определений, как
добровольность, полное самоуправление на основах демократии, экономическая
независимость от государства
не причисляет адвокатуру автоматически и к сугубо
общественным объединениям в контексте законодательного определения
последних.
Законодатель возлагает записанную в Конституции функцию на
адвокатуру, уже именно этим отводя ей особое место в сфере защиты прав
гражданина и человека. Вместе с тем, заключительную фразу ст. 59 КУ, по мнению
автора, следует рассматривать как конституционную установку об ограничении круга
лиц, которые могут быть допущены к "...обеспечению права на защиту от обвинения
и предоставление правовой помощи в судах и других государственных органах".
Исходя из этого, имеем все основания считать адвокатуру организацией, на которую
возложено выполнение особой конституционной функции.
Адвокатская деятельность направлена исключительно
на:
1) предоставление юридических услуг по защите
конституционных прав;
2) предоставление юридических услуг исключительно
посторонним лицам;
3) предоставление услуг в сфере досудового следствия и
судопроизводства;
4) предоставления юридических услуг в сфере досудового
следствия и судопроизводства за определенное вознаграждение; части 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15
|