В Украине, к сожалению, еще не стала постоянно
господствующей аксиома - сильная адвокатура - это серьезный стабилизирующий
фактор в обществе и государстве. Реальная возможность гражданина обратиться к
профессиональному адвокату и получить верное и исчерпывающее разъяснение закона,
а при необходимости, и надежную квалифицированную помощь в восстановлении
нарушенных кем-либо, в том числе и государством, прав, - есть универсальным,
испытанным столетиями, стабилизирующим инструментом, без которого существование
современного общества и истинно демократического правового государства
невозможно.
Именно отсутствие доступной и качественной правовой помощи
привело к тому, что миллионы крестьян не смогли получить свои земельные паи и,
таким образом, попадали в кабалу к новым латифундистам. Именно из-за юридической
неграмотности населения, с одной стороны, и отсутствия доступной правовой помощи
- с другой, стали возможными большие финансовые аферы и криминальные
эксперименты
над населением страны со скупкой акций и т.п. Это привело к
серьезной нестабильности и целиком обоснованному негодованию населения. Вполне
естественно, что в современных развитых странах Европы при наличии достаточного
корпуса адвокатских формирований подобных явлений произойти просто не
могло.
Украина в этом вопросе не одинока. Синдром подхода к
адвокатуре как к третьестепенному занятию, присущий почти всем постсоветским
республикам. Правящей партии Советского Союза, как, в конце концов, и любой
тотали-тарной силе, отнюдь не нужна была независимая адвокатура. Теперь взгляды
на роль адвокатуры несколько изменились, но засилие в правительственных
структурах представителей советского периода, продляют существование упомянутого
синдрома.
Правовое государство, а Украина, по определению ст. 1
Конституции Украины, есть именно такой, обязано гарантировать своим гражданам
право на доступную, качественную и действенную правовую помощь. Это возможно
лишь при следующих условиях:
а) в стране налажена система подготовки достаточного
количества и высокого качества юристов;
б) существует сильная и независимая ассоциированная на
добровольных основах и принципах полного самоуправления, адвокатура;
в) на законодательном уровне обеспечено, с одной
стороны, право каждого человека на своевременную и качественную правовую помощь,
с другой -законодательный запрет любых попыток со стороны должностных и
служебных лиц препятствовать выполнению адвокатом или другим уполномоченным на
то лицом своих обязанностей по оказанию правовой помощи физическим и юридическим
лицам.
Относительно качественной подготовки достаточного
количества юристов - это забота Министерства образования и науки. Право на
получение правовой помощи, каждым, кто в ней нуждается, установлено Конституцией
Украины.
Неотложным же требованием относительно полного обеспечения
населения доступной, качественной и действенной правовой помощью
есть:
1 Создание при минимальном вмешательстве в действующую
модель украинской адвокатуры условий, при которых последняя была бы способна
полностью обеспечить доступность правовой помощи всех, кто в ней нуждается;
Определения ( с привлечением профессионалов) четкого круга лиц, правовая помощь
которым должна предоставляться на льготных основаниях и в каком
объеме.
2. Установление партнерских договорных отношений между
государством в лице КМУ с профсоюзом адвокатуры о полном и качественном
обеспечении льготной части населения доступной правовой помощью, которое,
собственно, и теперь осуществляет действующая, ассоциированная в областные
коллегии, адвокатура. Вторым пунктом данного соглашения следует предусмотреть
обеспечение дел по назначению следователей и судов с оплатой выполненной работы
за счет государства в соответствии с Конституцией Украины и уже существующим
Постановлением КМУ.
3.Предоставление Законом права каждому на свободный выбор
защитника, по его усмотрению, из числа лиц, состоящих в ассоциации адвокатов,
как это имеет место в других правовых государствах Европы. Следует признать, что
путь к решению главного вопроса - создание максимально эффективной системы
предоставления доступной, качественной и действенной правовой помощи, пролегает
через осторожную и взвешенную реорганизацию уже имеющейся адвокатуры в такую
модель, которая без привлечения значительных государственных средств, была бы
способна наиоптимальнейшим образом обеспечить поставленную задачу. части 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25
|