Вопрос об организационной форме адвокатуры широко
обсуждался на страницах научных изданий и в прессе. На суд общественности было
представлено ряд проектов законов, которые так или иначе затрагивали
реформирование института адвокатуры в Украине.
Существует довольно устоявшееся понимание, что термин
"адвокатура" - это понятие обобщающее, которое
не обязательно отождествляется с понятием адвокатуры как
организационного объединения адвокатов - юридического лица. Однако нет единства
в понимании характера адвокатских объединений. Так, авторы Комментария к ЗУ "Об
адвокатуре" утверждают: "...анализ особенностей формирования, организации
деятельности не дают основания рассматривать адвокатуру как объединение граждан,
пользуясь терминологией действующего законодательства, и, в частности, как
общественную организацию". Разночтения по этому поводу существуют.
Напрашивается необходимость единого понимания и толкования
термина "адвокатура" именно в организационной характеристике. Данный термин, по
мнению автора, имеет несколько значений в зависимости от темы использования
последнего.
Термин "адвокатура" может использоваться для
определения:
а) института адвокатуры (вообще): напр., институт
адвокатуры берет свое начало с давних времен. Я пойду работать в
адвокатуру;
б) организационной формы объединения для оказания
правовой помощи и защиты прав граждан в Украине: напр.: правовую помощь можно
получить в юридической консультации, фирме;
в) учебной дисциплины "Адвокатура".
С учетом вышесказанного, трактовка первого варианта термина
"адвокатура" представляется следующей:
Адвокатура как историческая категория - это давнее
занятие, профессия, суть которой состоит в предоставлении платной
профессиональной юридической помощи в суде или иных инстанциях.
Адвокатура Украины - это сословие юристов-адвокатов, на
которых Конституцией Украины возложена функция оказания правовой помощи
физическим и юридическим лицам в отстаивании конституционных прав и законных
интересов при решении дел в судах и других государственных органах, а также —
физическим лицам в защите от обвинения.
С целью максимально эффективного выполнения данной
конституционной функции адвокаты добровольно
объединяются в профессиональные непредпринимательские,
некоммерческие объединения - региональные коллегии адвокатов.
Адвокаты, не желающие работать в региональных объединениях,
избирают форму частной деятельности.
2. Слишком перегруженным в отдельных проектах, на
наш взгляд, предлагается определение понятия "адвокат". Так, в проекте закона,
предложенным Союзом адвокатов Украины, читаем: "Адвокат - это гражданин
Украины, который имеет высшее образование по специальности "Правоведение " или
"Правоохранительная деятельность " по просветительно-квалификационному уровню не
ниже специалиста, полученное в Украине в высшем учебном заведении,
аккредитованном по этой специальности, или приравненной к ней на основании
международных договоров, стаж работы по специальности юриста или помощника
адвоката не менее двух лет, или закончивший двухлетнюю Школу адвокатской
подготовки, сдал квалификационные экзамены, прошел стажировку соответственно ст.
9 этого Закона, принял Присягу адвоката Украины, получил свидетельство на право
заниматься адвокатской деятельностью, является членом Национальной
профессиональной палаты адвокатов Украины и включен в Единый реестр адвокатов
Украины ".
Приведена лишь часть первая упомянутой статьи. На наш
взгляд, определению термина "адвокат", больше будет соответствовать следующая
редакция: "Адвокат - это лицо, которое получило свидетельство на право
заниматься адвокатской деятельностью и включено в Единый реестр адвокатов
Украины ".
Перегружать определение термина "адвокат" многочисленными
предпосылками и формальностями, предшествующими получению свидетельства, на наш
взгляд, является излишним. Обстоятельства, заслуживающие внимания, могут быть
изложены в других нормах Закона, где регламентируются условия и порядок принятия
в адвокатуру.
Включение в Единый реестр адвокатов должно осуществляться
Минюстом Украины автоматически и
одновременно с выдачей свидетельства на право заниматься
адвокатурой без любых дополнительных действий со стороны адвоката. Наличие в
государстве такого Реестра действительно необходимо. Возможность выезда
адвокатов в другие регионы и страны для ведения дел, требует от последних
осознания того, что они представляют не только собственную персону, а, в
определенной мере, корпорацию, народ и государство. Случаи некорректности
адвоката, нарушения ним этики, по инициативе суда страны пребывания, заносятся в
компьютер для информирования структуры, которую представлял адвокат, с целью
принятия определенных мер относительно нарушителя, вплоть до исключения из
Реестра, что может иметь последствием лишение права заниматься адвокатской
практикой. части 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25
|