Складывается впечатление, что к разработке Плана
мероприятий никак не причастны профессионалы от юриспруденции. Попытка создать
еще одну государственную структуру - это наихудший вариант решения проблемы
безвозмездной и качественной юридической помощи. Умножение чиновничьего аппарата
никогда не служило улучшению состояния дел в любой отрасли.
Попытки отдельных государств подменить адвокатуру
государственными служащами ни к чему не привели. Достаточно вспомнить не
оправдавшие себя шаги, предпринятые в этом направлении Германией и Францией в
конце XVIII века. В Пруссии вплоть до конца XIX в.
функции адвокатов возлагались на особых членов суда. На
этой стадии адвокат представлял собой государственного служащего. В обеих
государствах от этого пришлось отказа-ться и воспринять классическую модель
адвокатуры.
Еще одна попытка была предпринята в первые годы
существования Советского государства. Положение "О народном суде", принятое в
ноябре 1918 г., заменяло существующие законы о судах и адвокатуре. Коллегии
правозащитников заменялись коллегиями обвинителей, защитников и представителей
сторон в гражданском процессе. Члены таких коллегий превращались в
государственных служащих с твердой заработной платой, размер которой
устанавливался местными Советами и приравнивался к окладам судей народных судов.
Эта новелла просуществовала менее полугода и была упразднена.
Можно легко предсказать будущее этой идеи в нынешней
Украине. Масса людей, даже не собиравшихся к адвокату, узнав о создании
бесплатных консультационных пунктов, пожелает воспользоваться представившейся
возможностью пожаловаться за государственный счет. В считанные дни такие пункты
окажутся переполненными посетителями, образовавшими очереди на месяцы и более
вперед. В тоже время чиновник, получающий оклад, перегружать себя не станет,
поскольку он получит заработную плату, не зависимо от числа принятых
посетителей. Через месяц выяснится, что нужно увеличивать штаты и повышать
содержание консультантов, "изнемогающих" от перегрузки.
Элементарная некомпетентность при решении вопроса выльется
украинским налогоплательщикам в хорошую копейку, не принеся ожидаемой
пользы.
АДВОКАТУРА В КОНТЕКСТЕ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ В
УКРАИНЕ
Доступность качественной правовой помощи -неотвратимое
требование времени. Конституция Украины гарантирует каждому право на защиту
своих прав и интересов с использованием правовой помощи со стороны специалистов
в области права. Это обязывает власть создать надлежащие условия для эффективной
реализации конституционных требований.
Сегодня в Украине предоставлением юридических услуг и
оказанием правовой помощи занимаются созданные еще в советское время юридические
консультации, территориально привязанные к районам и объединенные в областные
коллегии адвокатов, так сказать, -статусная адвокатура и частный сектор,
образованный самостоятельными адвокатскими структурами и частными
адвокатами.
Между территориальной (статусной) и частной адвокатурами
складываются вполне естественные конкурентные отношения, в которых первая -
поставлена государством в худшие условия, а вторая - пользуется неписанными, но
ощутимыми преимуществами.
Именно на территориальные юридические консультации ложится
бремя предоставления правовой помощи в делах по назначению следователей и судов.
В процентах к общему количеству уголовных дел, обеспечиваемых адвокатами
районных ЮК, группа дел "по назначению" составляет в среднем по Украине 8-12 %.
Большинство из этих дел являются практически безвозмездными и выполняются
адвокатами по инерции на условиях вынужденной "благотворительности". Власть
независимой Украины по аналогии со своей советской предшественницей не спешит с
решением вопроса об оплате адвокатам труда, обеспечивающего бесперебойную работу
следователей и судов. Ни следователи, ни суды к частным конторам и адвокатам с
требованиями о назначении адвокатов не
обращаются, так как проконтролировать последних в случае
отказа со ссылкой на занятость, невозможно.
Такая же ситуация складывается и с обслуживанием льготных и
неимущих слоев населения, дверь для которых открыта лишь в районных ЮК. Частные
фирмы такими вопросами себя не обременяют. Более того, большинство юридических
фирм, отгорожены от обедневшего населения охраной на входе в помещение. Сегодня
можно с уверенностью констатировать, что бремя предоставления правовой помощи
обедневшим слоям населения ложится на областные коллегии адвокатов, которые
существуют вопреки дискриминационной, относительно них, политике
государства. части 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25
|