Целесообразно, на наш взгляд, ввести статью о выдаче
свидетельства на право занятия адвокатской деятельностью в следующей
редакции.
Свидетельство на право заниматься адвокатской
деятельностью выдается лицу, которое:
- имеет высшее образование по специальности
"Правоведение " по просветительно-квалификационному уровню магистра
(специалиста), стаж работы до трех лет в качестве помощника адвоката, сдавшему
квалификационные экзамены;
- имеет высшее образование по специальности
"Правоведение " по просветительно-квалификационному уровню магистра
(специалиста), стаж работы по специальности юриста не менее трех лет, прошедшему
стажировку в адвокатуре сроком не менее двух лет, сдавшему квалификационные
экзамены;
- имеет высшее образование по специальности
"Правоохранительная деятельность" по просветительно-квалификационному уровню
магистра (специалиста), при наличии трехлетнего стажа работы в качестве юриста,
прошедшему не менее одного года стажировки и сдавшему квалификационные
экзамены.
3. Помимо затронутых здесь моментов, касающихся
излишней громоздкости в определении термина "адвокат", в данном определении
делается попытка использования Закона с целью автоматического зачисления в Союз
адвокатов Украины каждого, кто решил заниматься адвокатской
деятельностью.
Точно так же трактуется вопрос членства в НППАУ в уже
упомянутом комментарии к ЗУ "Об адвокатуре": "...адвокатура объединяет всех лиц,
которые приобрели право заниматься адвокатской деятельностью, ... признак
добровольности заключается в том, что определение рода занятий лицом, имеющим
высшее юридическое образование является, безусловно, добровольным" и дальше:
"...добровольность объединения адвокатов в адвокатуру непосредственно
связывается с обязательностью принадлежности к ней тех, кто приобрел статус
адвоката". Определена и форма такой "обязательной принадлежности" - это
Национальная профессиональная палата адвокатов Украины, поэтому сам факт
получения от государства лицензии на право заниматься адвокатской деятельностью,
фактически, есть уже вступлением в НППАУ.
Эта позиция настойчиво протягивается и в других нормах
проекта от САУ: "НППА Украины - это всеукраинская, профессиональная,
независимая, самоуправляющаяся организация, которая на основах обязательного
членства (курс, мой - Д. Ф.) объединяет всех лиц, которые,
соответственно этому Закону, приобрели право заниматься адвокатской
деятельностью". Слову "добровольность" здесь места не нашлось. Едва ли подобная
точка зрения может быть совместима с конституциионным положением о праве на
выбор занятий, а, тем более, закреплена в ожидаемом Законе.
Прежде всего, следует отметить неконституционность подобных
требований. Так, ст. 36 Конституции Украины предусматривает: "Граждане Украины
имеют право на свободу объединения в политические партии и общественные
организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения
политических,
экономических, социальных, культурных и других интересов,
за исключением ограничении, установленных законом в интересах национальной
безопасности и общественного порядка, здравоохранения населения или защиты прав
и свобод других людей " (выдел, мной -Д. Ф.).
Здесь не может быть разночтений и свободных толкований.
Основной Закон предусматривает лишь право и не содержит ни единого слова об
обязательности членства или вступления в любое объединение. Делается попытка
законодательно создать какой-либо негосударственный, независимый и, в то же
время, "национальный" орган с почти министерскими полномочиями. Естественно, с
такой постановкой вопроса относительно создания адвокатского самоуправления
согласиться невозможно.
Организационная модель украинской адвокатуры, по мнению
автора, должна отвечать следующим требованиям:
а) объединение строится исключительно на добровольных
началах по принципу - от областной коллегии к центру;
б) центр (не обязательно в г. Киеве) наделяется
представительскими полномочиями без права издавать общеобязательные нормативные
акты;
в) взаимоотношения республиканского центра с
коллегиями регулируются Уставом, принятым на общих собраниях коллегий
адвокатов.
Стержневая цель будущего Закона "Об адвокатуре" -
закрепление статуса адвокатуры как организации, призванной обеспечить выполнение
конституционной функции, - предоставление правовой помощи, в том числе и в виде
защиты от обвинения, и назвать фундаментальные основы развития
адвокатуры. части 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25
|