Возможно ли это? Безусловно. Через осознание
парламентариями и членами правительства простой истины: речь идет не о льготах
или каких-либо уступках для адвокатов, как это всегда воспринималось в советские
времена. В центре внимания стоит забота о собственном,
веками отторгнутом от права и правды народе. Важно, чтобы и
законодатели, и чиновники поняли, что никто не застрахован от возможной
ситуации, когда единым надежным помощником может оказаться грамотный, опытный и
никем не запуганный адвокат. К счастью, или к величайшему сожалению (время
рассудит), 2005 год предоставил чиновникам довольно высоких рангов и
парламентариям возможность ощутить преимущества наличия в государстве
независимой адвокатуры.
Суть реформирования адвокатуры. Организационная
модель адвокатуры должна гармонично согласоваться с менталитетом народа, его
социальными достижениями и возможностями и, в то же время, именно она,
адвокатура, должна быть на шаг впереди своего общества, указывая ему путь
уважения и доверия к Конституции и Законам Украины.
Решение вопроса об обеспечении населения доступной по ценам
и безвозмездной правовой помощью состоит в поддержке региональных коллегий
адвокатов, которые объединяют районные юридические консультации. Именно эту
адвокатуру можно назвать статусной адвокатурой, то есть такой, на которую будет
опираться государство при решении деклараций, заложенных в ч. 1 ст. 59 КУ. Это
вопрос более чем актуальный, он жгучий.
На момент завершения работы над учебником существует
несколько проектов законов об адвокатуре и о доступной правовой помощи, каждый
из которых предлагает свой путь решения данной проблемы, считая его наиболее
оптимальным. В действительности же, каждый из них лишь частично решает
декларованные Конституцией задачи. Почти все проекты содержат положения,
сознательно неприемлемые для создания новой модели адвокатуры. Прежде всего,
речь идет о запрограммированной, в случае принятия Закона, принудительной
принадлежности адвоката к определенному республиканскому объединению. В одном
случае - к Всеукраинской палате адвокатов (ВПА), а во втором - к Национальной
профессиональной палате адвокатов Украины (НППАУ).
Авторы Научно-практического комментария к ЗУ "Об
адвокатуре" справедливо утверждают, что "...адвокатура объединяет всех лиц,
которые приобрели права заниматься адвокатской деятельностью" и дальше: "Признак
добровольности, по их утверждению, состоит в том, что определение рода занятий
лицом, которое имеет высшее юридическое образование, является, безусловно,
добровольным". На этом фоне очень загадочным выглядит вывод авторов о том, что:
"...добровольность объединения адвокатов в адвокатуру непосредственно
связывается с обязательностью принадлежности к ней тех, кто получил
статус адвоката (курс. мой. - Д. Ф.)". К сожалению, последняя фраза не
вносит ясности в вопрос: авторы констатируют состояние вещей или выступают за
обязательность вступления в объединение. Учитывая, что один из авторов
возглавляет Союз адвокатов Украины, следует полагать - последнее.
Порочность этого положения состоит в том, что, закладывая в
фундамент будущей адвокатуры благородные основы "верховенства права и уважения к
правам человека", авторы отказывают самим адвокатам в уважении к их праву -
добровольности выбора вступления в ту или иную ассоциацию. С другой стороны, оба
проекта подходят к организации адвокатуры не снизу, а сверху, то есть, с
создания республиканского органа, под который и будут формироваться будущие
местные ассоциации. Позиция автора на этот счет изложена в ряде публикаций на
эту тему.
В советские времена именно такая организация разрешала
держать адвокатуру в довольно жестких рукавицах. А если к этому прибавить, что
председатель областной коллегии назначался на условиях обязательного
согласования кандидатуры с обкомом КПСС, то послушание адвокатуры в
принципиальных вопросах обеспечивалось безоговорочно. Адвокатура независимой
Украины не может базироваться на принципах принудительной принадлежности к
любому объединению. Это противоречило бы принципу независимости адвокатуры и
конституционным положениям о добровольности части 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25
|