Рынок правовых услуг требует регулирования со стороны
государства в виде закона, который создал бы цивилизованные, современные,
морально-взвешенные и финансово взаимовыгодные правила в сфере этих неординарных
и непростых правоотношений между субъектами предоставления услуг и их
потребителями. Необычность упомянутых правоотношений состоит в том, что основная
их масса возникает и свершается непосредственно в сфере судопроизводства на всех
его стадиях.
Статья 59 КУ, непосредственно касающаяся данной
темы, провозглашает: "Каждый имеет право на правовую помощь. В предусмотренных
законом случаях эта помощь предоставляется бесплатно. Каждый свободный в выборе
защитника своих прав". Каждое из перечисленных конституционных положений, а их
три, несет особую смысловую нагрузку и четко определяет спектр вопросов, которые
надлежит решать всем ветвям власти.
Первое - "Каждый имеет право на правовую помощь" - это
конституционная декларация, предусматривающая создание в государстве условий,
при которых каждый мог бы удовлетворить свое право, то есть, получить
необходимую правовую помощь в любом месте и в любое время. Это означает, что
правовая помощь по Конституции Украины является доступной, ничем не ограниченной
и реальной.
Доступность правовой помощи гарантируется наличием сети
юридических учреждений, способных обеспечить население страны доступной,
всесторонней и качественной юридической помощью. Естественно, что "доступность"
предусматривает, в том числе, и ценовой критерий.
Второе положение цитированной статьи Конституции
провозглашает: "В предусмотренных законом случаях эта помощь предоставляется
безвозмездно". Это означает, что законодательной власти надлежит позаботиться
об:
а) разработке и утверждении механизма предоставления
безвозмездной правовой помощи;
б) определении круга лиц и случаев, предполагающих
безвозмездную правовую помощь
в) предусмотрении в Государственном бюджете средств на
оплату такой помощи.
Отсутствие четкого решения хотя бы одного из этих моментов
способно свести на нет всю идею и создать условия для злоупотреблений. Нерешение
первого момента, "а" - будет означать, что дело может попасться в руки
чиновников, а это, как свидетельствует практика, наиболее плохой метод решения
вопроса. Все будет развиваться по законам жанра - как ни работай, а зарплата
идет. Это означает - "разбазарить" средства, если они будут когда-нибудь
выделены на упомянутые потребности. Отсутствие таких средств в Государственном
бюджете - "б" - означает оставить все как есть, то есть ограничиться
декларациями.
К сожалению, вынужден констатировать, что за 9 лет
существования Конституции Украины Парламент с законодательным решением проблемы
обеспечения населения доступной правовой помощью не справился.
Ни для кого не является секретом, что именно отсутствие
доступной правовой помощи оказалось причиной многочисленных личных и
коллективных трагедий, имевших место на территории Украины за время обретения
независимости.
Лишь теперь, когда последствия состоявшихся трагедий стали
непоправимыми, появились признаки внимания к вопросу о доступной правовой
помощи, в том числе у отдельных парламентариев.
Эпоху независимости Украины национальная адвокатура,
встретила как институт со стабильно действующими в течение нескольких поколений
установками и тенденциями. Нет потребности доказывать, что, уничтожив в свое
время досоветскую организацию адвокатуры, большевики, вволю и безрезультатно
наэкспериментировавшись, возвратились к организации территориальных коллегий по
дореволюционному образцу.
Опыт советских предшественников не стал уроком для
настоящих реформаторов. Верховная Рада Украины первого созыва за недостатком
юристов в ее составе по ошибке считала, что старые коллегии адвокатов могут быть
успешно заменены тысячами частно практикующих адвокатов и юридических контор.
Все это привело к потере корпоративного контроля за деятельностью адвокатов. Как
следствие, имеем резкое падение дисциплины адвокатов, качества правовой помощи,
резкое и не всегда обоснованное превышение ее стоимости. Ни общество, ни
правоохранительная система от первых шагов такого опыта ожидаемого выигрыша не
получили. части 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25
|