В августе 1990 г. в Нью-Йорке Восьмым Конгрессом ООН
принимаются "Основные положения о роли адвокатов", целью которых было
распространение морально-политического влияния на правовую политику
государств-участников относительно адвокатуры.
Основные положения этого документа стали основанием
"Стандартов юридической профессии", принятых Международной ассоциацией юристов в
сентябре 1990 г. Оба документа довольно четко определяют статус адвокатуры как
важного социально-правового института в сфере защиты прав и свобод
человека.
Красной нитью через весь документ проходит принцип о
соблюдении положений Устава Организации Объединенных Наций о праве всех людей
мира на создание условий, при которых будет соблюдаться законность, а уважение к
человеку и его правам и свободам без размежевания за признаками расы, пола,
языка и религии будет возрастать.
Эта идея находит свое отображение и в подходах
международной правовой общественности по вопросам допуска к адвокатской
деятельности. В ст. 10 "Основных положений о роли адвокатов" говорится о
недопустимости любой дискриминации при допуске к адвокатской деятельности по
признакам расы, пола, этнического происхождения, религиозных убеждений,
политических и других взглядов, наличия собственности, места рождения,
экономического или другого состояния. Безоговорочно поддерживается установка на
то, что "... каждому человеку, который имеет необходимую юридическую
квалификацию, должно быть предоставлено право стать юристом и осуществлять
юридическую практику без ограничений" (п. 1 "Стандартов" МАЮ).
Придерживаясь международных принципов, Украина с первых же
дней своей независимости избрала курс на сближение правовой системы государства
с европейской путем реформирования судебной системы, правоохранительных органов,
адвокатуры. Конечной целью преобразований ставится максимальное приближение
украинского законодательства к международным
стандартам и реорганизация правоохранительной системы с
целью максимального гарантирования прав человека в Украине.
28 апреля 1992 года Постановлением Верховной Рады Украины
было одобрено в основном Концепцию судейско-правовой реформы. Этим документом
поручалось Кабинету Министров Украины, Комиссии Верховной Рады Украины по
вопросам законодательства и законности, Верховному Суду Украины на протяжении
1992 года подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины
проекты законов о судоустройстве и адвокатуре, о внесении изменений и дополнений
в Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы Украины
относительно единоличного судебного разбирательства криминальных и гражданских
дел, о судебной проверке законности ареста или удержания под арестом гражданина,
обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Продолжить интенсивную
работу по подготовке Уголовно-процессуальных, Гражданско-процессуальных,
Криминальных, Гражданских кодексов Украины, Кодекса об административных
правонарушениях, Кодекса законов о труде, Хозяйственного (торгового) кодекса
Украины. Подготовить предложения о создании при Верховной Раде Украины Института
законодательства и правовой реформы.
Кабинету Министров Украины поручалось до 1 января 1993 года
разработать и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины соответствующие
нормативные акты по вопросам материально-технического, жилищно-бытового
обеспечения судей и следователей, об обеспечении судов и правоохранительных
органов помещениями, пригодными для выполнения их функций.
Намечалось в 1993 году начать, а в 1994 году завершить
формирование основ финансирования и материально-технической базы, переход на
компьютерные системы ведения кодификации правовых актов.
Обосновывая концепцию, взвешивая условия и факторы, которые
влияют на необходимость проведения судейско-правовой реформы, в Постановлении
отмечалось: "Принятие Декларации о государственном суверенитете
Украины и Акта провозглашения независимости Украины, а
также реальное обеспечение прав и свобод граждан, утверждение верховенства
закона обуславливают необходимость проведения судейско-правовой
реформы".
Необходимость судейско-правовой реформы была обусловлена и
тем, что суды республики, вся система юстиции и действующее законодательство,
которое регулирует деятельность правоохранительных органов, переживают глубокий
кризис, вызванный многими факторами, которые отрицательно влияли на их
деятельность. Суды не всегда надежно охраняли права и свободы человека,
представляя собой инструмент командно-административной системы и вынужденные
быть проводниками ее воли. Суд не имел власти, а власть бесконтрольно
пользовалась судом. Судейско-правовая реформа должна была привести судебную
систему, а также все области права в соответствие с социально-экономическими и
политическими изменениями, которые состоялись в обществе. части 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25
|