К сожалению, произошло так, что на протяжении почти 10 лет
после принятия Концепции реформа происходила вяло и не системно. О Концепции
было практически забыто, во всяком случае, о ней никто не вспоминал. И лишь с
приближением выборов Президента, начиная с 2002 г. реформирование приобрело
скачкообразный характер при полном игнорировании концептуальной очередности
этапов.
Создание новых правоохранительных структур опережало
законодательное обеспечение их деятельности. Так, Указом Президента в Украине
было создано Национальное бюро расследования, что впоследствии было признано
неконституционным. Без серьезной предварительной подготовки была создана
Государственная служба исполнения уголовных наказаний. Не оправдывает себя в том
виде, как она создана и функционирует, Государственная исполнительная служба и
т. п.
Тем временем жизнь юридического сообщества в Европе и во
всем мире не стояла на месте. В 1998 г. в Страсбурге состоялось пленарное
заседание 12 государств-
участников, где был утвержден и принят Деонтологический
кодекс: Кодекс правил осуществления адвокатской деятельности адвокатов
Европейского сообщества.
В конце концов, начали намечаться некоторые сдвиги
законодательного характера и в Украине. Так, 27 июня 2001 г. был принят Закон
Украины "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины", который
дополнил действующий УПК статьей 16-1: "Состязательность и диспозитивность".
Данная норма уравнивает в процессуальных правах защитника и прокурора при
рассмотрении уголовного дела в суде. Дополнения к статье 61-1 этого же закона
урегулировали вопросы, связанные с отводом защитника от участия в деле. 7 января
2002 г. Украина получила Закон "О судоустройстве". Приняты были и другие
законодательные акты в этом русле. Но поспешность в их подготовке, дефицит
специалистов-юристов в Верховной Раде каждый раз приводили к пересмотру свежих
законов или внесению в них масштабных изменений, пользуясь литературным приемом,
еще до высыхания чернил на листах газет.
Европейский курс Украины требует более гибкой и совершенной
организации адвокатуры с целью повышения ее доступности для населения и качества
обслуживания. В то же время, для удовлетворения потребностей населения в
юридических услугах и обеспечения его доступной правовой помощью в государстве
сделано далеко не все.
На момент написания учебника, уже около десяти лет длятся
вялые дискуссии о разработке нового закона об адвокатуре, принятие которого
должно решить эту и много других проблем.
Непоследовательностью и несогласованием действий отдельных
ветвей власти в Украине создана искусственная ситуация, которая отрицательно
влияет на работу существующей ассоциированной адвокатуры Украины. Именно она,
будучи единым хранителем стабильности и этических традиций в сфере
судопроизводства, поддается дискриминационным действиям со стороны
государства.
К сожалению, тенденция поверхностного и легкомысленного
форсирования судебно-правовой реформы
не отошла в прошлое вместе с командой предыдущего
Президента.
20 марта 2006 г. Президентом Украины подписан Указ "О плане
мероприятий по усовершенствованию судебного устройства и обеспечению
справедливого судопроизводства в Украине соответственно европейским
стандартам".
Первым пунктом (а их всего - 2) Президент вменяет в
обязанность Кабинета Министров утвердить План мероприятий на 2006 г.
относительно усовершенствования судебного устройства и обеспечения справедливого
судопроизводства в Украине соответственно европейским стандартам.
Одним из пунктов Плана мероприятий (4) Президент требует "С
целью повышения эффективности судебной защиты:
1) обеспечить сопровождение в Верховной Раде
Украины проекта закона "Об адвокатуре" (новая редакция) относительно создания
условий для предоставления качественной правовой помощи;
2) подготовить и подать в установленном порядке проект
закона о безвозмездной правовой помощи с целью гарантирования и эффективного
обеспечения реализации права на правовую помощь для наиболее незащищенных слоев
населения. Поручено это дело Министерству юстиции Украины и Министерству
финансов Украины". части 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25
|