Судебная система Русской империи была заменена системой
разных "троек" и трибуналов, сформированных из безграмотных и озлобленных
деклассированных элементов, уполномоченных вершить быстрый и беспощадный суд над
всяким, кто не вписывался в образ революционера. Неизбежно в эту революционную
мясорубку попадали и сами вчерашние исполнители ленинской воли.
После распада СССР общество получило возможность
познакомиться со страшной "судебной" статистикой ленинско-сталинского периода,
когда расстрел признавался обычным повседневным явлением, а многолетние сроки
"социальной изоляции" - едва ли не главным методом решения народнохозяйственных
задач. С нынешних позиций очевидно, что вести речь о достойном месте
профессиональной этики юриста, в европейском понимании этого понятия, в тот
период было просто неуместно, да и опасно. Все выдающиеся теоретики
марксизма
начисто отвергнули попытки морализировать будущую
постреволюционную систему правосудия. Значительное внимание этому вопросу
уделялось основоположниками марксизма К. Марксом и Ф. Энгельсом, однозначно
признававшими лишь наличие классовой морали, имея в виду "мораль" пролетариата и
основанную на ней диктатуру.
К чему привело теоретическое обоснование права на
существование классовой диктатуры пролетариата сегодня хорошо известно. Умело
манипулируя огромными массами безграмотных, голодных и утомленных войной людей,
большевики воспользовались захватом власти для того, чтобы создать бездушные
жернова, в которых погибло значительное большинство их же творцов.
Одним из наиболее непримиримых приверженцев террора и
откровенным врагом старой адвокатуры как социального понятия, был А. Я.
Вшшнский. Выступая в качестве Прокурора СССР на собрании московской коллегии
защитников 21 декабря 1933 г., он высказался следующим образом: "Революционное
насилие есть одновременно и проявлением высокого акта человеческой воли,
направленной на то, чтобы построить новый, более высокий
общественно-экономический уклад жизни. В этом оправдание революционного насилия,
в этом оправдание наших репрессий, какими бы они не были временами резкимии и
решительными. В этом оправдание тех ударов нашего закона, в виде наших уголовных
репрессий, которые мы бросаем на головы и наших врагов и недисциплинированных,
непокорных пролетарскому государству, сынов самого рабочего класса".
Приведенная цитата бывшего Прокурора СССР лучше десятков
самых красноречивых документов говорит о характере репрессий и состоянии духа
тогдашних юристов. Именно А. Я. Вшинскому принадлежит возрождение, де-юре
известного со времен инквизиции, зловещего тезиса: "признание - царица
доказательств". Признания же добивались, как стало общеизвестным теперь, любой
ценой.
Из частично раскрытых архивов органов НКВД узнаем о
незаурядной активности последних в раскрытии
заговоров против советской власти и лично против "вождя
всех времен и народов" И. В. Сталина, которая превзошла, наверное, все известные
к тому времени исторические рекорды уничтожения собственного народа.
Исследования дают основание для ужасных выводов этой продолжительной практики
карательных органов "страны советов", которая обошлась странам, которые
добровольно вошли в состав Советского Союза, в миллионы замученных и
уничтоженных безвинных людей.
Наставляя адвокатов, как следует выполнять свою
профессиональную обязанность по защите в судебных инстанциях, и развивая
цитированную выше мысль, первый "законник" государства поучал адвокатов
"...уметь отстаивать свою точку зрения и бесстрашно выступать в борьбе за то, во
что он верит, выходя не из интересов клиента, а из интересов социалистического
строительства, из интересов государства. Профессиональная этика адвоката в том
смысле, как ее воспринимает цивилизованный мир, была отброшена напрочь и забыта,
как вредный "пережиток капитализма".
В то же время, было бы несправедливым полностью отрицать
попытки отдельных ученых и практиков возвратиться к вопросам этического плана в
деятельности адвокатуры, хотя бы в разрешенных системой границах. части 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14
|