Существуют литературные источники, которые свидетельствуют
о наличии судов и института защитников в Египте, но сведений относительно такого
высокого развития юстиции, как в Греции, а затем и в Риме, нет. Древний Египет в
исследованный период истории также достиг значительной степени юридического
развития. Существовали постоянные суды. Процесс с устного и гласного, которым он
бывает на низших ступенях культуры, уже превратился в письменный и тайный. По
свидетельству греческого историка Диодора Сицилийского (80-29
до н.э.), обе стороны дважды обменивались исковыми
бумагами, и лишь после этого постановлялось решение. "Таким образом, - говорит
Диодор, - египтяне решают все иски, считая, что речи защитников сильно затемняют
справедливость". В соответствии с его утверждением, египтяне опасались, чтобы
искусственные ухищрение и красноречивость ораторов "не побудили судей смягчать
суровость законов и относиться с меньшим вниманием к требованиям
справедливости".
Действительно, ни в гражданском процессе, ни в уголовном
адвокатура не допускалась в Египте. Но уже то обстоятельство, что египтяне были
знакомы с темными сторонами адвокатуры, свидетельствует о том, что у них она
существовала раньше и является доказательством того, что она сохранялась для
исключительных случаев. Так, из одного папируса мы узнаем об участии адвокатов в
гражданском процессе, который происходил между жрецом и греческим наемным
воином. Защитниками были два грека. После подачи просьб и объяснений сторон,
адвокаты также предоставили по одному писаному мемуару. Таким образом, в Египте
адвокатура, достоверно, появилась в древнейшие времена, но была почти совсем
уничтожена, не успев развиться.
В старинной Индии правосудие вершилось царем в качестве
верховного судьи и коллегиальными судами. Процесс базировался на принципах
устности, гласности и состязательности, как в гражданских, так и в уголовных
делах. Новейшими достижениями доказано, что древней Индии была известна
адвокатура, причем обязанности правозаступничества и представительства
объединялись в одном классе лиц.
У древних иудеев право отождествлялось с религией. Судьи
считались наместниками Иеговы. Главной их обязанностью были - беспристрастность
и милосердие. Судопроизводство осуществлялось на принципах устности, гласности и
состязательности, а права подсудимых тщательно ограждались. При таких
обстоятельствах возникновение адвокатуры было не только возможным, но даже
неизбежным. В качестве защитника мог оказаться кто-
нибудь из желающих. Это допускалось безоговорочно и даже
считалось священным долгом.
В более поздние времена адвокатура приняла другую форму. По
талмудическому праву, при судах Синедриона находились лица, которые готовились
стать судьями и имели звания кандидатов. Они были присутствующими на заседаниях
и могли говорить речи в защиту подсудимых. Будучи специалистами, они больше
приближались к адвокатам. Но, поскольку они выступали не по приглашению
подсудимых и без предварительного соглашения с ними, то их все-таки нельзя
признать адвокатами в нынешнем понимании этой профессии.
Со временем в еврейском языке появляется слово "адвокат",
заимствованное из латыни. Это, наверное, указывает на то, что иудеи стали
заимствовать у греков и римлян институт судебной защиты, близкий к
адвокатуре.
Поразительными оказались успехи в развитии ораторского
искусства Афин, где демократия достигла наивысшего развития среди государств
древнего рабовладельческого мира.
Непосредственный толчок к взлету ораторского искусства дали
знаменитые законы Солона. Эти законы предусматривали, что каждый афинянин должен
лично защищать свои интересы в суде. Судебный процесс Греции к тому времени
делал возможным и принимал к вниманию искусство ораторского изложения перед
судом позиции сторон. Поскольку далеко не все были способные защищаться в суде
самостоятельно, это привело к появлению логографов, которые составляли
выступления по судебным делам. части 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12
|