Ныне аналогичный подход к оценке адвокатского мастерства
исповедуют правовые системы, где широко практикуется рассмотрение уголовных дел
судом присяжных. Философия института суда присяжных состоит в том, что люди,
привлеченные к осуществлению судопроизводства, решению человеческой судьбы, а
иногда и жизни, не могут быть профессиональными юристами. Их оружием на этом
очень ответственном поприще остаются собственный опыт, чисто человеческие
качества, генетическое или воспитанное чувство совести. И, вполне естественно,
эмоции. Именно эти свойства присяжных и являются теми объектами, на которые
направлены все усилия сторон в судебном процессе и, прежде всего, их
представителей в лице адвокатов. Данное обстоятельство оказалось могущественным
катализатором появления истинных ораторских талантов на судебном
поприще.
История Древнего Рима сохранила нам сведения об участии
адвокатов в делах, которые рассматривались и решались как единолично разными
правителями, выполнявшими по своему статусу и судебную функцию, так и в судах.
Так, в делах, где суд вершился проконсулами Рима или судом, в качестве
представителей интересов своих доверителей допускались адвокаты. Если защиты
требовало лицо, не имевшее возможности пригласить платного защитника, в качестве
представителя допускались родственники или знакомые. Так или иначе деятельность
адвоката всегда была связана с судопроизводством.
Первоначальные, более или менее подробные, упоминания об
адвокатуре, как о занятии благородном и достойном, относятся к середине первого
столетия новой эры существования человечества. Но точкой отсчета, из
которой начал официально и по прямому назначению
использоваться сам термин "Advokat < лат. advocaras < advocare" следует,
по мнению автора, считать последний век до нашей эры. Так, известный римский
мыслитель, политический деятель, литератор и официальный наставник и воспитатель
будущего императора Рима Нерона, Сенека (Луций Анней), убитый своим
воспитанником в 65 году н.э., был адвокатом.
Определенное представление о роли адвоката в римском
обществе можно составить, прочитав "Апологии. Метаморфозы. Флориды" Апулея. На
судебном процессе он, обращаясь к проконсулу Рима Максиму Клавдию и членам
сената, говорит: "...и вот здесь, адвокаты Емилиана с бранным словом набросились
на меня и стали предъявлять обвинение в занятии магией, а под конец, в убийстве
моего пасынка Понтиана".
Приведенная цитата дает определенное представление, о том,
что:
во-первых, институт адвокатуры существовал и действовал в
судах, которые вершились, в том числе, и единолично (члены сената играли роль
присяжных лишь с совещательным голосом);
во-вторых, адвокаты, выполняя роль представителей своего
доверителя на суде, пользовались этим довольно свободно и не только с целью
защиты своего доверителя, но и обвиняли от его имени.
В то же время, из дальнейших высказываний Апулея можно
сделать вывод, что обвинительная роль была все же неприсущей для адвоката
функцией. Несколькими строками ниже можно прочитать: "...Итак, упрямо избегая
опасной роли обвинителя, он (Максимилиан. -Д. Ф.) крепко держится за
безобидную (курсив мой. - Д. Ф.) роль адвоката".
То есть, уже в те далекие времена (I—III ст. н.э.)
закладывался и действовал фундаментальный принцип адвокатуры, который и ныне
живой и незыблемый -обвинение во всех его формах не является функцией адвоката.
Адвокат лишь защищает. Он не может прибегать к обвинению кого-либо даже в тех
случаях, когда этого
требуют интересы его клиента. Это совсем не означает, что
адвокат лишен права и возможности обратить внимание суда на такие
обстоятельства, которые ухудшают состояние его подзащитного инкриминированием
последнему каких-то преступных или аморальных действий, содеянных другими. Для
этого есть довольно много способов и приемов, которые отнюдь не подменяют
фундаментальных этических принципов адвокатуры. части 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12
|