Регистрация фирм Адвокатура Украины
 
 
 
Ликвидaация фирм
Меню
 Главная

 Философско-исторические истоки адвокатуры

 Украинская адвокатура: исторический очерк

 Адвокатура независимой Украины

 Правовая основа адвокатской деятельности в Украине

 Адвокат в уголовном процессе

 Соглашение о правовой помощи в уголовном деле

 Защитник на досудебном следствии

 Защитник в суде

 Адвокат в гражданском и административном судопроизводстве

 Обжалование адвокатом судебных решений и приговоров

 Адвокат на стадии выполнения судебных решений

 Вспомогательные области знаний в работе адвоката




 


Именно Платону принадлежит попытка сформулировать определение понятия справедливости в общественной жизни. Для него - это такое социальное устройство, где присутствуют мудрое разделение труда между сословиями, где всякий успешно занимается своим делом и существует твердый и надежный правопорядок.

Постепенно общество в разные периоды и в разных формах, путем введения определенных обычаев и санкционированных государством правил поведения, стремилось ограничить индивидов, предрасположенных к проявлениям эгоизма, который опирался на грубое насилие, то есть - к несправедливости.

Поскольку единой оценки поведения индивида в обществе не существовало, то и понятие справедливости не всеми воспринималось одинаково. Поэтому возникали и разные позиции относительно содеянного индивидом действия. Отсюда возникновение общественной необхо-

димости, а со временем и появление судебного института, который бы от лица государства защищал обиженных и наказывал преступников. Только с появлением суда возникала необходимость обвинения или защиты самого поступка и того, кто его совершил.

Интересным в этом смысле оказывается взгляд на справедливость выдающегося китайского мыслителя Конфуция, который, твердо отстаивая абсолютное всевластие высших и старших, требовал от них гуманного и справедливого отношения к низшим, имея свое собственное представление об этих категориях.

Практика осуществления судебных функций царями или их наместниками, а потом и феодалами, в контексте возникновения защитной деятельности, не представляет интереса, поскольку эти судебные процедуры не имели таких признаков судопроизводства, как состязательность. Даже судопроизводство легендарного царя иудеев Соломона, при всей мудрости его решений, не могло оказывать содействие возникновению профессиональной защитной деятельности.

В этих нескольких коротких пассажах спрессованны тысячи лет и великое множество путей развития человека и общества к возникновению таких институтов, как государство, право, суд, обвинитель и защитник. Сам собой напрашивается единый вывод - возникновению правовых критериев предшествовало обретение определенной общественной культуры - морали и нравственности, общественного представления о справедливости.

Понятие справедливости и само слово стали основанием праворегулирующей системы, именованной юстицией (.швйНа), что на латыни означает - справедливость.

На протяжении многих столетий люди осуществляли "правосудие" собственными силами, наказывая обидчиков из мести в ответ на ущемление интересов члена своей семьи, племени, клана. С образованием государства возник вопрос о введении определенного порядка, что вынудило правителей возложить функцию наказания виновных на специальные государственные органы - суды.

Внимательно исследуя сохраненные документальные источники глубокой древности, мы можем по крупицам

строить свое представление и свои знания о возникновении и функционировании судов разными народами в разные времена.

Еще в 10 библейских заповедях мы находим высказывания, имеющие сугубо судебный характер, которые сохранились в неизменном виде и первозданном назначении до наших времен. Одна из заповедей Моисея гласит: "Не лжесвидетельствуй". И сегодня лжесвидетельство признается преступлением, наказываемым в судебном порядке.

Изучая евангельские проповеди Иисуса Христа -гигантской исторической фигуры, в той части, где он трактует библейскую заповедь Моисея "Не убивай", мы находим такую установку: "Кто скажет брату своему "пустая голова", подлежит суду". Из этого высказывания можно сделать лишь один вывод, что на территории Иудеи до завоевания последней Римом существовали суды. Скорее всего это были религиозные суды, поскольку иудейская государственность базировалась на религиозных основах. Кроме того, нам известно, что сам Иисус Христос был осужден к смертному наказанию единолично прокуратором Иудеи Понтием Пилатом, который в своем решении полностью опирался на требование Синедриона -высшего религиозного органа Иерусалима. Свое несогласие с несправедливым, на его взгляд, решением Синедриона и отмежевываясь от него, Пилат подчеркнул выражением, которое навеки вошло в историю и стало символом пассивного отмежевания от участия в определенных действиях: "Я умываю руки".

части 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12


 

© Copyright 2008 www.ukadvo.ru