В основе такого подхода лежала истина: адвокат, заключая
соглашение об оказании юридической помощи, не
имеет морального права выискивать и затягивать клиента
любым способом и обещать последнему положительный исход по делу, поскольку
решает дело лишь суд.
Справедливости ради следует отметить, что адвокатура
советского периода представляла собой высокообразованную и
высокопрофессиональную часть юристов, которая владела довольно стойкими
моральными традициями. Постоянное третирование адвокатуры как профессии,
унизительное отношение к адвокатской работе со стороны государственных органов и
партийных чиновников вынуждали адвокатов всегда находиться в состоянии поиска
новых форм работы, постоянно повышать профессионализм и тщательно придерживаться
этических норм во взаимоотношениях с коллегами, участниками следственного и
судебного процесса. Это было необходимо еще и потому, что каждый ошибочный или
некорректный шаг адвоката мог оказаться поводом для жесткой реакции прокурора
или суда, что не обещало ничего хорошего. Президиумы коллегий адвокатов давали в
таких случаях очень резкие оценки с "оргвыводами", вплоть до исключения из
коллегии.
Неправдой было бы утверждать, что в те времена в коллегиях
работали лишь высокие моралисты. И тогда случались люди, расположенные к
"легким" заработкам, склонные к заманиванию клиентов, не отягощая себя
этическими рассуждениями, вплоть до перехвата их на подходах к юридической
консультации. Однако это было скорее исключение из правил, чем постоянная
практика. Во всяком случае, этические правила требовали от адвоката не
настраивать клиента на необоснованно мажорное расположение духа, а ориентировать
его на реально возможные последствия.
В беседах с будущим клиентом следует быть предельно
честным, воздерживаться от излишней доверчивости и любых обещаний, кроме одного
- добросовестной работы и собственных знаний. Корректно, но твердо остановите
попытки клиента перевести разговор в русло интимных перешептываний и заверений
на предмет будущей благодарности за работу. Если, не считаясь с
вашими
замечаниями, клиент назойливо старается оставить вам
конверт "на затраты", советую повысить голос и, не касаясь конверта руками, так,
чтобы это почувствовали присутствующие, если они есть, принудите его
возвратиться и забрать подношение. Уместным будет сказать: "Уважаемый! Вы
кое-что забыли на столе, возвратитесь и заберите!". Это один из элементов
адвокатской "техники безопасности" и, как свидетельствует практика, далеко не
лишний.
Клиенты "попадают" к адвокату разными путями и при разных
обстоятельствах. Соответственно, клиент бывает:
а) персональный - пришедший именно к тому адвокату,
которого он знает (кто-то рекомендовал, просто слышал благоприятные
отзывы);
б) случайный - знакомство во время дежурства, при иных
непредвиденных обстоятельствах;
в) протеже - по чей-то протекции или
просьбе;
г) по назначению.
Персональный клиент - это, как правило, лицо,
которое владеет определенной информацией о данном адвокате, твердо знает, чего
хочет и более или менее подготовлен к разговору с ним. Чаще всего это люди
самоуверенные, состоятельные, с собственными принципами и взглядами. От
персонального клиента следует ждать самых неожидаемых сюрпризов. Поэтому
адвокату во время первой встречи следует уделить время выяснению вопросов: каким
образом и при каких обстоятельствах клиент узнал именно о нем.
Это нужно не ради абстрактного любопытства или
удовлетворения собственной любознательности. Наличие такой информации, а также
способ ее изложения незнакомцем дадут возможность составить определенное
представление о характере, намерениях, пожелании посетителя, что, возможно,
удержит вас от поспешного решения вопроса о дальнейшем сотрудничестве. При
первом свидании не помешает и определенная осторожность в высказываниях и,
вообще, в восприятии собеседника.
Пример №7.
На прием в юридическую консультацию пришла среднего
роста, суховатого телосложения, постбальзаковского возраста дама. Она осмотрела
сидящих за столами адвокатов и решительно направилась к столу, за которым
работал адвокат Ф. "Я к вам", - сообщила она, назвав его по имени и отчеству.
Следует сказать, что Ф. был одним из тех адвокатов, к которым очередь не
убывала. Он пригласил женщину сесть и, по своему твердому правилу, начал
выяснять у посетительницы, каким образом она узнала об адвокате
Ф. части 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15
|