Интерпретация полномочий административных судов
относительно проверки решений, действий и бездеятельности субъектов властных
полномочий вводит новые критерии оценки, к критическому освоению которых следует
серьезно готовиться адвокатам и другим специалистам в области права.
Так, ст. 3 КАСУ вменяет в обязанность суду, проверяя
обоснованность решений, учитывать, принятые ли они:
а) на основании, в границах полномочий и способом,
предусмотренным конституцией и законами Украины;
б) с использованием полномочия с целью, с которой это
полномочие предоставлено;
в) обоснованно, то есть с учетом всех обстоятельств,
имеющих значение для принятия решения (совершения действия);
г) неупрежденно (беспристрастно);
д) добросовестно;
е) благоразумно;
ж)с соблюдением принципа равенства перед законом,
предотвращая несправедливую дискриминацию.
Если п.п. 1, 2, 3 и 4 не вызывают вопросов, то все другие -
требуют определенных комментариев. Учитывая принадлежность таких понятий, как
обоснованность или благоразумие, к моральным категориям, их неконкретность и
отсутствие четких критериев, у истца и его представителя возникают реальные
сложности в доказывании обвинений в адрес государственного органа в
бессовестности и нерассудительности. Такие обвинения допустимы в адрес
конкретного чиновника, признаний которого недобросовестным или нерассудительным
автоматически влечет за собой лишение последнего должности.
В целом, административное судопроизводство строится на
принципах, присущих гражданскому судопроизводству. Но наблюдаются и определенные
нюансы, небезразличные для адвоката. Например, загадочно звучит п. 7 ст. 3 КАСУ,
где речь идет о "соблюдении принципа равенства перед законом, предотвращая
несправедливую дискриминацию". Это сразу же приводит к мнению о наличии
справедливой дискриминации. В общем, участие адвоката в административном
судопроизводстве в качестве представителя истца или ответчика представляется
принципиально новой и очень перспективной линией деятельности. В особенности,
учитывая то, что каждое решение административного суда о восстановлении или
возвращении прав, нарушенных государственным органом или чиновником,
автоматически становится преюдициальной почвой для обращения в общий суд с иском
о возмещении материального вреда и морального ущерба, причиненного нарушением
прав и законных интересов.
К особенностям административного судопроизводства, важным с
профессиональной точки зрения адвоката,
следует отнести статус ответчиков в деле, которыми, по
определению ст. 1 КАСУ, окажутся органы государственной власти, местного
самоуправления, их должностные и служебные лица, другие субъекты при
осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в
том числе на выполнение делегированных полномочий.
Именно этот нюанс станет критерием испытаний как для
должностных лиц, которые окажутся в роли ответчиков, так и для адвокатов,
которым придется выступать (а иногда и очень остро) против лиц, которые
представляют властные органы на местах. Возможность испортить свои отношения с
местной властью и ее должностными лицами не обещает адвокату безоблачной жизни в
районе, где происходит судопроизводство в том или ином деле.
По мнению автора, адвокату не следует игнорировать данное
обстоятельство и возможно будет более целесообразным рекомендовать клиенту
пригласить адвоката из другого района. Этот дипломатический демарш позволит
адвокату, с одной стороны, отстаивать интересы клиента в деле безбоязненно и
смело, а, с другой - не ждать ежедневно мести со стороны учреждения, которому
будут причинены нежелательные и серьезные хлопоты.
Безусловный интерес для адвоката составляет ст. 17 КАСУ,
где речь идет об административной юрисдикции и подсудности административных
судов.
Здесь подается перечень дел, которые входят в компетенцию
судов данной категории. Она распространяется на:
1) споры физических и юридических лиц с субъектом
властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых
актов или правовых актов индивидуального действия), действий или
бездеятельности; части 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10
|